
2025-11-26 09:00:30
Этот репортаж был предоставлен Чжао И, репортером этой газеты из Гуанчжоу.
Будучи стратегически развивающейся отраслью, экономика низковысотных районов становится «новым путем» для глобальной конкуренции и «новым двигателем» для содействия высококачественному экономическому развитию.
В отчете о работе правительства за 2025 год особое внимание уделено экономике регионов с низкой высотой над уровнем моря и прямо предложено провести масштабные демонстрации применения новых технологий, новых продуктов и новых сценариев для содействия безопасному и здоровому развитию новых отраслей.
Как мы можем лучше использовать фундаментальные, стабилизирующие и долгосрочные преимущества верховенства права для обеспечения безопасности воздушного пространства на малых высотах, содействия развитию экономики на малых высотах и строительства «города в небе»?
С этой целью во втором выпуске рубрики «Финансы и правовые перспективы» издания China Business Journal были приглашены Ни Хунфу, исполнительный декан Школы прикладной экономики Китайского университета общественных наук; Му Япин, директор Профессионального комитета по праву экономики малых высот Ассоциации юристов Гуанчжоу; и Ма Яньсинь, директор Исследовательского центра цифрового правительства и верховенства права цифровой экономики Юридической школы Южно-Китайского педагогического университета, чтобы изучить, как экономика малых высот может развиваться более устойчиво в условиях укрепления верховенства права.
Экономика низкогорья имеет значительные преимущества и стала двигателем для стратегически новых отраслей.
China Business Journal: Каковы уникальные преимущества Китая в развитии экономики регионов с низким уровнем моря?
Ни Хунфу: В настоящее время экономика низковысотных районов стала центром развития стратегически важных новых отраслей моей страны. Она тесно связана с индустрией беспилотных летательных аппаратов. После того, как эта концепция была впервые предложена в 2010 году, различные регионы ускорили её внедрение, начиная с 2024 года. В отчёте о работе правительства за 2025 год также были четко обозначены направления её развития, что свидетельствует о мощной динамике.
Уточнение концептуальных границ — ключ к пониманию экономики малых высот. Авиация общего назначения относится к «деятельности гражданской авиации, отличной от общественного воздушного транспорта с использованием гражданских воздушных судов», охватывая такие виды деятельности, как распыление пестицидов и оказание медицинской помощи. Авиационная экономика, основанная на воздушном транспорте, включает гражданскую авиацию, авиастроение и другие отрасли и может быть в целом отнесена к экономике малых высот. Экономика, прилегающая к аэропортам, сосредоточена на промышленных кластерах вокруг аэропортов. Для сравнения, экономика малых высот является дальнейшим развитием авиации общего назначения, хотя на международном уровне понятие авиации общего назначения часто охватывает смежные области.
моя страна обладает шестью уникальными преимуществами в развитии своей экономики на малых высотах: во-первых, институциональные и политические преимущества, опирающиеся на национальное планирование, систему социалистической рыночной экономики и новую национальную систему, аналогичную сильной поддержке развития новых энергетических транспортных средств и высокоскоростных железнодорожных отраслей; во-вторых, преимущество сверхбольшого рынка с населением почти 1,4 миллиарда человек, более 400 миллионов человек со средним уровнем дохода и ВВП на душу населения, превышающим 10 000 долларов США, что создает значительный спрос на полеты на малых высотах, а также появляются нишевые рынки; в-третьих, преимущество полной промышленной цепочки, обладание всеми промышленными категориями, классифицированными Организацией Объединенных Наций, и как крупнейшая в мире производственная страна, моя страна имеет быструю скорость реагирования рынка; в-четвертых, существенное накопление капитала, при этом крупный государственный и частный капитал предоставляет гарантии для инвестиций в сектор малых высот; в-пятых, дивиденды от высококвалифицированных специалистов, ведущие инженерные кадры и обширный резерв междисциплинарных талантов в аэрокосмической отрасли, информатике и других областях, а также такие университеты, как Пекинский университет аэронавтики и астронавтики, Пекинский технологический институт и Университет Китайской академии общественных наук, предлагающие соответствующие специальности; и, в-шестых, сильные инновационные и демонстрационные возможности, при этом технологическое развитие моей страны переходит от догоняющего к идущему в ногу и лидерству, достигая прорывов в области высокоскоростных железных дорог и демонстрируя значительные преимущества в продвижении и применении технологий.
China Business Journal: Каковы общие проблемы в развитии отрасли экономики малых высот?
Ни Хунфу: В настоящее время дроны используются в таких областях, как распыление пестицидов и экстренное спасение, а идея «летающих дронов» для разгрузки городских заторов вызвала большие ожидания у общественности. Все стороны активно поддерживают развитие этой отрасли, но практические проблемы ещё предстоит решить.
Основными ограничениями являются технологии и сферы применения. Несмотря на то, что технология производства дронов относительно развита, ключевые технологии, такие как аккумуляторы высокой плотности энергии, высокотехнологичные материалы для аэрокосмической отрасли и высокоточные навигационные датчики, пока не разработаны. Сферы применения также в основном сосредоточены на производстве, в то время как потребительские сценарии, такие как городское воздушное сообщение и культурный туризм на малых высотах, требуют срочной разработки. Кроме того, остро ощущается нехватка взлётно-посадочных площадок и других вспомогательных объектов. В Соединённых Штатах насчитывается более 5000 аэропортов для авиации общего назначения, в то время как в моей стране их менее 500, а пунктов технического обслуживания также мало.
Не менее важными проблемами являются обмен данными и резерв кадров. Для управления беспилотными летательными аппаратами требуется поддержка данных со стороны нескольких отделов, включая метеорологию и наземное обеспечение, но существующий механизм обмена данными всё ещё несовершенен. Будучи передовой междисциплинарной областью, экономика малых высот ранее страдала от отставания в подготовке кадров. Несмотря на то, что университеты постепенно открывают смежные специальности, дефицит кадров всё ещё существует.
Более того, устаревшие правила и нормы также сдерживают развитие отрасли. Медленный прогресс в управлении воздушным пространством и его открытии, необходимость получения разрешений от различных ведомств для полётов на малых высотах и раздробленность управления; кроме того, производители дронов имеют собственные стандарты, а отсутствие единых правил препятствует масштабному развитию отрасли.
Риски безопасности нельзя игнорировать. Неисправность дрона и его падение над городскими районами может поставить под угрозу общественную безопасность; в сценариях логистики на малых высотах кадры с дрона могут раскрыть конфиденциальную информацию, а такие вопросы, как шум полётов и распределение прав на использование воздушного пространства, влекут за собой этические и правовые споры. Только интенсификация реформ управления воздушным пространством, совершенствование правовой и нормативной системы, а также укрепление общей координации и внедрение инноваций в области управления безопасностью полётов позволят экономике малых высот добиться устойчивого развития.
China Business Journal: Каков будущий путь развития низкогорной экономики моей страны? Какие основные меры будут приняты для её развития? На каких направлениях будут и впредь сосредоточены усилия в рамках проводимой политики?
Ни Хунфу: Ожидается, что в краткосрочной перспективе экономика низкогорных районов будет стремительно развиваться по трём основным направлениям: логистика на малых высотах, культурный туризм на малых высотах, а также коммунальные услуги и управление безопасностью на малых высотах. В долгосрочной перспективе она будет сосредоточена на воздушном движении и других прикладных сценариях. В то же время необходимо усилить политическую поддержку по нескольким направлениям.
В краткосрочной перспективе низковысотная логистика имеет многообещающее будущее, обусловленное спросом. Компании экспресс-доставки, такие как SF Express и JD.com, уже активно внедряют свои услуги, и при расширении масштабов они смогут охватить отдаленные сельские районы, что снизит затраты на перевозку рабочей силы. Низковысотный культурный туризм с его развитой технологией беспилотных летательных аппаратов удовлетворяет потребность населения в новых впечатлениях от полета в воздухе, а его деятельность в основном ограничена определенными маршрутами в живописных местах, что обеспечивает высокую безопасность и управляемость.
В сфере коммунальных услуг и управления безопасностью на малых высотах государственные ведомства обладают высоким спросом и платежеспособны. Дроны могут широко использоваться в спасательных операциях, обследовании мест стихийных бедствий, доставке грузов, инспекции электропроводов и мостов, инспекции крупномасштабных мероприятий и других ситуациях, и темпы их развития заслуживают ожидания.
В долгосрочной перспективе ключевыми направлениями развития станут воздушное движение и его применение в более широком спектре сценариев.
На политическом уровне усилия должны быть направлены на пять аспектов: во-первых, укрепление проектной деятельности на высшем уровне и институционального обеспечения, опираясь на национальные руководящие принципы долгосрочного планирования и продолжая модель «единого плана для конечного результата», аналогичную тем, которые используются в отраслях высокоскоростных железных дорог и новых видов транспорта на энергии; во-вторых, обеспечение полной реализации ведущей роли предприятий и обеспечение жизнеспособности рыночной конкуренции; в-третьих, приверженность инновационному развитию, преодоление технологических барьеров и содействие совместным инновациям; в-четвертых, развитие рынка и совместное расширение сфер применения как со стороны спроса, так и со стороны предложения; в-пятых, оптимизация мер политической поддержки, улучшение деловой среды, снижение эксплуатационных расходов и одновременное объединение внутренних и международных усилий для улучшения стандартов и спецификаций беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, необходимо развивать промышленное сотрудничество, создавать вспомогательные объекты, такие как взлетно-посадочные площадки и станции обслуживания полетов, укреплять развитие, ориентированное на таланты, и формировать многоуровневую систему развития талантов, охватывающую сферы технологий и экономического управления, для поддержки независимых инноваций.